Из журнала: media-phazotron.ru Что же это за самолет МиГ-35/35Д? По расхожей легенде, превалирующей в сознании российской, а также некоторой части индийской и мировой общественности, МиГ-35 – это усовершенствованный МиГ-29. Такое заблуждение основано на том, что публика мало знакома с новым семейством МиГов. В действительности ОАО «РСК «МиГ» проводит последовательную политику, направленную на разработку, производство и поставки унифицированного семейства самолетов-истр*бителей МиГ-29К, МиГ-29М и МиГ-35. Разница в названии самолетов означает отличия в составе оборудования, обеспечивающего применение оружия, или в составе аппаратуры комплекса обороны. Приступая к разработке МиГ-35, в РСК «МиГ», исходили из фундаментального требования: по боевым и эксплуатационным качествам этот самолет должен превосходить существующие истр*бители четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях самолетам пятого. В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование бортового электронного оборудования (БРЭО). В целом по уровню интеграции технологических решений, относящихся к истр*бителям 5-го поколения, МиГ-35 ни в чем не уступает европейским аналогам. Сосредоточиться на электронике позволила великолепная аэродинамическая концепция МиГ-29, потенциал которой еще далеко не исчерпан. Уже более года ВМС Индии эксплуатируется самолет МиГ-29К. На нем летают индийские летчики. Суммарно на сегодня РСК «МиГ» имеет заключенные контракты на многие десятки самолетов МиГ-29К и МиГ-29М. Самолеты сходят со стапелей и отправляются в эксплуатацию. Построено около 20 самолетов. Обеспеченно производство заказов на годы вперед. Главное, что МиГ-29К и его братья-близнецы МиГ-29М и МиГ-35 не являются усовершенствованными МиГ-29. Это новые самолеты. Рассмотрим, в чем разница между МиГ-29 и новым семейством на конкретном примере МиГ-29К, эксплуатирующемся в ВМС Индии с начала2010 г. Запас топлива во внутренних баках МиГ-29К увеличен на 50%, а в подвесных запасных баках – на 60%. Суммарно по сравнению с МиГ-29 образца1977 г., имевшего4300 лкеросина во внутренних баках, МиГ-29К может взлететь с14850 лкеросина во внутренних и подвесных баках. Самолет оснащен системой дозаправки топлива в воздухе и может применяться как танкер для дозаправки в воздухе своих собратьев. На нем установлен более мощный двигатель с повышенным ресурсом. Площадь крыла увеличена на 10%, а стабилизатора на 20%. Истр*битель имеет более совершенную механизацию крыла и дополнительные аэродинамические управляемые поверхности для точной посадки. Он оснащен цифровой системой управления с использованием 100% аэродинамических управляемых поверхностей во всех каналах: тангажа, крена, курса. Радикально улучшен обзор кабины, а сама кабина – «стеклянная». На самолете применена совершенно новая авионика, обеспечивающая многофункциональность его боевого применения с использованием оружия «воздух–воздух», «воздух–поверхность» и «воздух–корабль». Ресурс планера доведен до 6000 летных часов, а внешняя нагрузка возросла до6500 кгс увеличением количества точек подвески. На самолете выполнен комплекс мероприятий по снижению радиолокационной заметности, резервированию жизненно важных систем, антикоррозионной защите и защите от электромагнитных полей по стандартам корабельной авиации. Самолет имеет взлетно-посадочные устройства для посадки на авианосец. У него практически отсутствуют ограничения по взлетно-посадочному весу при эксплуатации на земле. Обеспечена возможность «грубых» посадок и наземной эксплуатации на необорудованных аэродромах. В процессе тендерных испытаний самолеты МиГ-35/35Д проверялись в суровых климатических условиях и на дальних перелетах. На пустынных горных аэродромах при высоте местности до3500 мтемпература воздуха достигала +50°C. Новое семейство создано по философии надежного самолета, выживающего в самых суровых и разнообразных условиях. Это современная летающая платформа, которая уже нашла заказчиков, имеет потенциал развития, может оснащаться новым бортовым оборудованием и перспективным оружием. Решение индийской стороны о прекращении участия российского самолета в тендере имеет глубоко сбалансированную политическую составляющую. Это решение не может и не остановит программу создания унифицированного семейства истр*бителей МиГ-29К, МиГ-29М и МиГ-35. Его развитие будет идти по линии оснащения самолетов более совершенными системами целеуказания и комплекса обороны, а также перспективным оружием. По большому счету, РСК «МиГ» несмотря на финансовые трудности и издержки сумела воплотить в самолете МиГ-35 все самые передовые инновационные достижения в области самолетостроения, все, что было создано современного в России за последние 10 лет. Результатом самоотверженного труда, фанатичной преданности делу ученых, инженеров, конструкторов, рабочих и служащих многих предприятий стало создание многоцелевого истр*бителя, не уступающего по своим характеристикам лучшим мировым образцам истр*бителей своего класса. Считаем, что Россия не может и не должна потерять этот самолет для своих военно-воздушных сил, и он вполне заслуживает того, чтобы быть принятым у нас на вооружение. Прежде чем перейти к описанию БРЭО МиГ-35, уместно сделать следующее отступление. По известным причинам в течение последних десятилетий наши инженеры и конструкторы при проектировании БРЭО были вынуждены ориентироваться в первую очередь на запросы ВВС иностранных государств. При этом финансирование работ по гособоронзаказу шло, по сути, по остаточному принципу: на деньги, полученные от инозаказчиков, надо было сделать и БРЭО для перевооружения отечественных ВВС. Естественно, что при таких перекосах военно-технической политики строй перспективных многофункциональных самолётов (МФС) был искусственно сужен до одного класса МФС – тяжёлых самолётов (с нормальной взлётной массой свыше 20 т) – типа Су-27М и ПАК ФА (Т-50). Из этого строя летательных аппаратов (ЛА) практически выпали средние самолёты (с массой 10–15 т) – типа МиГ-29М, МиГ-35 и лёгкие самолёты (с массой до 8–10 т) – типа МиГ-21-93 и Як-130. Учитывая большое разнообразие условий, в которых приходится разрешать локальные конфликты и проводить контртеррористические операции на территории России (опыт Грузино-абхазского конфликта, Чечни и др.), наличие в группировках средних и лёгких МФС позволит обеспечить: – максимально возможную оперативность концентрации усилий группировок на решение ударных, либо истр*бительных задач в тактической и ближайшей оперативной (до 300–400 км) глубине боевых действий; – высокую живучесть авиационных формирований на земле; – сбалансированность количественных параметров боевого состава группировок и уровня боевых возможностей одиночного самолёта; – минимальное время на восполнение потерь при ведении боевых действий; – снижение стоимости создания и содержания авиационных группировок. Расширение строя МФС до лёгких, средних и тяжёлых перспективных ЛА дает разработчикам БРЭО более чёткие ориентиры по созданию рядов унифицированных БРЛС для семейств МФС. Например, для лёгких МФС наиболее подходящим является использование БРЛС с щелевой антенной решёткой, а применение БРЛС с АФАР на данном этапе с учётом имеющейся элементной базы наиболее целесообразно для средних и тяжёлых МФС.
|