kv739 Wrote:
Выскажите, с учетом этого, ваше отношение к решению Сталина об отказе строительства "Царь-моста". Ведь такие проекты, как тоннель на Сахалин под Татарским проливом строился вплоть до его смерти. Нельзя же отказать ему в способности государственного предвидения, опыту правителя? Я предполагаю, что это из-за перспективности тоннелей перед мостами. Многое у него в конце правления было устремлено в будущее, как этот Сахалинский тоннель, заполярная железная дорога (стройки 501-503), создание атомной бомбы, ракет.
Туннель под Татарским проливом? Я, что характерно метрофанат, фанат своего любимого Московского метрополитена и как краевед готов его тему обсуждать до бесконечности. Ситуацию с туннелем через Татарский пролив я тоже изучал. Тогдашний уровень строительной техники и технологии позволял его реализовать. Тем более, что с точки зрения геологии Татарский пролив вполне себе благоприятствует такому строительству. Беда в том, что решение о строительстве туннеля и технико-экономические обоснования его строительства писались до войны. Когда мощный азиатский тигр – Японская империя по факту оккупировала юг Сахалина и имела на нем нешуточную группировку войск. То есть туннель через Татарский пролив, как и амурские туннели, изначально планировался как военный объект против Японии, основная цель которого – массированная и скрытая переброска войск. А народнохозяйственные цели – второстепенные. Вернулись к строительству туннеля только к 1951 г. Да и тогда уже велась активная дискуссия о его необходимости и оправданности. По факту даже нулевой цикл указанного объекта к моменту смерти Сталина построен не был. Были проложены три ствола на глубину порядка пятидесяти метров, в том числе один на намывном острове непосредственно в проливе. На материковой стороне приступили к сооружению руддвора и проходке подходных штолен. Непосредственно проходка не то, что туннеля, пилотной штольни не была начата.
Это собственно все, что сумели построить из инфраструктуры указанного туннеля.


Шахтные стволы с остатками подъемников и людских ходков.
Были более масштабные проекты – туннель под Днепром в Киеве, где до сих пор сохранились не утопленные железобетонные кессоны-секции туннеля.

А так же вполне себе целые пройденные участки.
Вернусь же к Вашему вопросу по поводу, почему Сталин решил не строить мост через Керченский пролив. Вопрос первый, а были ли тогда в СССР опыт строительства подобных мостов? Надо понимать, я повторю еще раз, что Керченский пролив – это русло древней реки, фактически несколько параллельных геологических разломов, глубина ила местами достигает семидесяти – ста метров, имеются песчаные вулканы, имеется сильное течение, а так же сезонные ветра. То есть без строительства секции моста (или секций), которая, по сути, будет отдельным вантовым или подвесным мостом, сравнимым с мостом «Золотые ворота» в Сан-Франциско, на тот, да и на нынешний момент, никак не обойтись. А был ли тогда опыт у СССР в строительстве подобных мостов? А могла ли страна, пережившая войну, чисто материально позволить себе вот такое вот строительство? Это когда стояла насущная задача реиндустриализации всего запада СССР, разрушенного войной? А урановый проект съедал немалую часть бюджета и производительных сил. Вопрос второй. А была ли насущная необходимость в постройке такого моста? Тогда совершенно определенно не было. На Восточной и Центральной Украине жили лояльные советские люди. Связуемость Крыма была обеспечена железнодорожными ветками напрямую с индустриальными районами Кривбасса и Донбасса. Путь до Москвы скорым поездом занимал 32 часа, а вот скажем от Москвы до Новороссийска – все сорок. То есть тогда наличие этого гипотетического моста выигрыша особого не давало, так чтобы бросить все и начать реализовывать этот проект.
kv739 Wrote:
Пионеры в таком строительстве были американцы.
А вот и нет. Пионерами были британцы, которые еще в 1860-забытом году методом кессонирования строили туннели под той же Темзой. Активно этот метод применялся в СССР, во-первых, при строительстве первой очереди Московского метрополитена, а так же никогда недостроенного туннеля под Днепром в Киеве. Собственно говоря, на третей фотке в моем посте и есть фотография подобного «кессона», который так и не дождался погружения в плывун. Труба у него сверху – это обломок наращиваемой шлюзовой камеры и людского лаза, куда в него должны были поступать материалы и заходить рабочие, в процессе утопления конструкции в тело плывуна и соединения ее с основным туннелем. Торцы же отлитого кессона временно забутовывались кирпичом, который выламывался при постановке его на место и соединением с готовым участком туннеля.