Я за рулем Maxim Kadakov, [13.05.2025 8:24]
Снова о такси: сегодня судный день
Сегодня в Госдуме могут принять во втором чтении многострадальный закон о локализации автомобилей такси.
Ко второму чтению закон слегка подрихтовали. В частности, сроки начала действия закона сдвинуты с 1 октября 2025 года на 1 марта 2026 года.
Но общая суть осталась: только глубоко локализованные автомобили (3200 баллов) либо произведенные по специнвестконтрактам. Каким образом в глубоко локализованные попадают российские электромобили – не очень понятно. Разве что в расчете на будущий локализованный Атом.
НЕ ВСЕ ДЕПУТАТЫ ОДИНАКОВЫЕ
У нас принято ровнять всех под одну гребенку, но не все депутаты думают одинаково. Некоторые парламентарии предлагали существенные поправки в законопроект. Например, предлагали:
Увести из-под действия закона:
Физлица
ИП, у которых нет наемных сотрудников
Юрлица, у которых менее 10 машин такси
Не распространять требования закона:
На автомобили, которые зарегистрированы более 6 месяцев назад до момента подачи их в реестр такси
На машины повышенного комфортного класса
На ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонщину, на арктические регионы страны
А также если в конкретном регионе можно купить менее трех моделей машин, которые отвечают требованиям закона
Если отпускная цена автомобиля выше фактической себестоимости в рамках применяемых мер государственной поддержки перевозчиков по локализации транспортных средств
Предлагалось даже согласовывать конечную стоимость автомобилей с Федеральной антимонопольной службой
Все эти поправки (судя по последним документам) были отклонены. Исключения делаются только для Калининградской области (требования вступят в силу с 1 марта 2028 года) и для Дальнего Востока (1 марта 2030 года), что тоже вызывает вопросы.
Судя по всему, комитет по транспорту ГД проигнорировал практически все предложения от Минфина и Государственно-правового управления президента России.
НЕБО НА ЗЕМЛЮ НЕ УПАДЕТ
Конечно, в случае принятия закона в нынешнем виде отрасль такси не развалится. Такси выживет, даже если с шашечками будут ездить только Лады. Но всем станет сложнее. А пассажирам – дороже.
Странно, конечно, что государство пытается навязать частному бизнесу, на что ему тратить свои деньги. Сейчас не СССР, когда и автозаводы, и таксопарки были государственными. И тарифы на поездки в такси – тоже. Быть может, государство при новом подходе и норму прибыли как-то обеспечит? Например, низкими отпускными ценами на автомобили такси. Или существенными субсидиями для таксопарков.
ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ
Низких цен никто не обещает. Даже нет намека на это. Цены на автомобили для такси будут рыночными. И зарабатывать водители такси тоже хотят – чем они хуже курьеров и слесарей. Поэтому такси будет дорожать при любом раскладе и при любых автомобилях – не нужно уверять себя в обратном.
Такси снова станет роскошью, а не средством передвижения. Но это, видимо, не так уж страшно, потому что и раньше наши люди в булочную на такси не ездили.
Я за рулем Maxim Kadakov, [13.05.2025 16:00]
Закон о локализации такси принят
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон (
https://t.me/maximkadakov/8643) о локализации такси. Согласно закону, уже с 1 марта 2026 года разрешается приобретать только отечественные легковые автомобили — с высокой степенью локализации. Изначально предполагалось, что эти правила вступят в силу с 1 октября 2025 года.
Для трех регионов ввели отсрочку. Для Калининградской области и регионов Сибири – до 1 марта 2028 года, для Дальневосточного федерального округа — до 1 марта 2030 года.
ЧЕМ ГРОЗИТ
Я получил сегодня данные исследования Аналитического центра при Правительстве РФ. Там проанализировали потенциальное влияние законопроекта о локализации автомобилей на рынок такси после его вступления в силу.
Основные выводы исследования:
Водителям потребуется до 290 млрд рублей для обновления автопарка такси по всей стране под требования законопроекта
В случае принятия законопроекта, до 500 тысяч водителей такси уйдут из отрасли. Больше половины российского рынка такси составляют водители на личных автомобилях. Они будут вынуждены сменить вид деятельности из-за того, что не смогут заменить личный автомобиль на подходящий под критерии
Только 20% машин в таксопарках с арендой подходят под критерии локализации
Для частично занятых водителей на личных авто затраты на замену одной машины могут достигать 470,9 тысячи рублей, а срок окупаемости — до 16 лет без учета роста тарифов
За последние три года цены на новые российские автомобили выросли на 26%, а на новые иностранные автомобили – на 7%
В ДФО и СФО 94% и 76% личных авто, используемых самозанятыми водителями в формате частичной занятости, являются иностранными и не подходят под критерии законопроекта