- Виктор Альбертович, хотелось бы узнать, что стало причиной известных событий в вашей гимназии, которые потрясли образовательную сферу Севастополя?
-
С вопросом о языке преподавания всё стало очень серьезно, гораздо серьезнее, чем многие думают. Все началось с того момента, когда летом прошлого года вышел тот самый приказ № 461 Минобразования Украины о переводе в течении трех лет учебного процесса в русскоязычных школах Украины на украинский язык, начиная с 10– 11–х классов.
Для начала предполагалось двуязычное преподавание учебных предметов. Затем - в идеале для организаторов – полный переход на украинский язык обучения во всех бывших русскоязычных школах..
- И какая на это была реакция?
-
У меня сложилось четкое впечатление, что нас решили взять, что называется, «на арапа»: придумали программу, издали приказ о ее внедрении, запустили и подумали – авось, пройдет. Но не получилось! Оказалось, вопреки чиновничьим планам и идеалам, что у нас в Севастополе уже есть гражданское общество. Есть неравнодушные родители, есть думающие депутаты Советов всех уровней. Народ поднялся и задался вопросом: кто является заказчиком образования, по сути? В демократическом обществе – родители!
В ответ на этот, попирающий основные человеческие права, произвол образовалась инициативная группа неравнодушных родителей десяти- и одиннадцатиклассников,
которые возмутились и стали готовить протестную акцию.За поддержкой они обратились сначала к депутату Ленинского районного совета Ольге Леонидовне Тимофеевой, затем подключилась депутат городского совета Лидия Евгеньевна Литвинова, и, наконец, с депутатской стороны активно поддержал этот процесс депутат горсовета Дмитрий Анатольевич Белик, руководивший соответствующей профильной депутатской комиссией.
Были проведены городские общественные слушания по проблемам русского языка в Севастополе и русскоязычного обучения в городских школах. И вот после этого, накануне нового учебного года, 27 августа 2009 года
в нашей школе–гимназии состоялось родительское собрание родителей учеников 10 – 11–х классов,
тех, кого непосредственно касалось это, так сказать, нововведение министерства образования.
- Как оно проходило?
- На нем присутствовали 102 родителя, администрация гимназии, а также приглашенный родителями начальник управления образования Севастопольской городской государственной администрации Н.И. Чербаджи.
Я на этом собрании родителям задал один вопрос: «На каком языке вы хотите, чтобы учились ваши дети? Если на украинском, тогда с началом учебного года переходим на него. Если на русском – останется все на русском».
Я ведь не враг детям. Моя задача - обеспечить пожелания родителей. Ведь в демократическом обществе главные заказчики образования – родители!Затем было бурное обсуждение. Родители возмущались созданной в образовательной сфере города ситуацией. В итоге - 101 из 102-х родителей написали заявления на мой адрес и в городское управление образования с требованием сохранить преподавание в гимназии на русском языке.
После этого я подписал составленный мной соответствующий учебный план на 2009 – 2010 год о преподавании всех предметов во всех классах на русском языке и вручил его начальнику управления образования. Он был вынужден его подписать прямо в зале, поскольку родители сказали, что не выпустят его, пока он этот документ не подпишет.
В результате 1 сентября этого года новый учебный год в нашей гимназии начался так, как и желали этого родители - на русском языке.
- Зная чиновничьи нравы, как–то не верится, что все так просто...
-
Да, управление образования продолжает врать и вилять 
. Вот недавно, 5 октября, я получил распоряжение за номером 1540 с требованием представить отчет о том, как идет в гимназии процесс введения двуязычного русско–украинского обучения по ряду предметов. А до этого Чербаджи публично заявлял, что якобы никакой украинизации образования в Севастополе нет! Но, как видите, с директоров школ и гимназий об этой украинизации уже требуют отчитываться. А в том приказе № 461 четко, по пунктам сказано: внедрить в пятом – шестом классах преподавание на русском и украинском истории, внедрить в седьмом – преподавание географии, и так далее.
- Как вы оцениваете произошедшее на собрании?
-
Я считаю, что это знаменательное явление. Это свидетельство тому, что у нас появляются зачатки гражданского общества. Если бы народ не поднялся, то государственная власть после этого делала бы с нами, что хотела. Нынешняя местная власть нам здесь не поможет, поскольку это власть назначенцев, власть «засланцев», они готовы выполнить любое распоряжение, которое придет сверху.
Городское управление образования, тем более, стоит в позиции «чего изволите», это образцовая чиновничье – бюрократическая контора, просто идеальная в этом смысле. Дальнейшее зависит только от нас.
- Спасибо вам за беседу. Успехов в вашей борьбе.
и в нос ему ткнуть.