Дадон Wrote:
Помнится, войска Андерса, подготовленные и экипированные в Советском Союзе, отправились по указивке из Лондона в Иран... на передний, так сказать, край борьбы с нацизмом.
Здесь надо более развернуто…
Андерс в английской форме.

Начиналось формирование польской армии в СССР еще в 1940 году. По предложению Берии.
Из польских военнопленных.
Надо понимать, из расстрелянных под Катынью.
Поляки в СССР обладали самостоятельностью.
Quote:
Польские эмигранты и переселенцы были расселены в 5 тыс. населённых пунктах на территории 10 республик и 126 областей СССР. Для обслуживания польского населения на территории СССР советской стороной были открыты 589 учреждений (столовые, детские учреждения, школы и др.)[7].
Кроме того, правительство СССР разрешило открыть на территории страны 20 представительств посольства Польши (со штатами 421 должностных лиц), дало согласие на издание и распространение ими газеты «Polska» («Польша») и ведение общественно-политической деятельности[6].
Для вооружения польских частей правительство СССР бесплатно предоставило оружие[8].
Quote:
Начиная с 12 сентября 1941 года Андерс неоднократно обращался к властям, добиваясь улучшения снабжения и условий для формирующихся дивизий, просил начать формирование нескольких новых дивизий в Узбекистане. Советское руководство соглашалось довести численность армии лишь до 30 000 человек, указывая, что препятствием к формированию новых дивизий служит отсутствие для них вооружения и продовольствия. В связи с этим правительство В. Сикорского поставило вопрос о переводе части польских военнослужащих в Иран.
В октябре 1941 года бывший премьер-министр Польши, сотрудник польского посольства в Москве Леон Козловский, зачисленный в армию Андерса по личному распоряжению генерала Андерса, получил от него командировочное удостоверение и выехал в Москву, после чего вместе с двумя офицерами-сопровождающими перешёл линию фронта, вошёл в контакт с немцами и прибыл в Варшаву. Встречи Козловского с немцами стали известны советскому руководству, Андерс объявил Козловского предателем, однако инцидент вызвал ухудшение в отношении советской стороны к армии Андерса.
Уже после эвакуации в Иран по-прежнему требуют плюшек, но на фронт не хотят.
Quote:
В начале апреля 1942 года, после завершения эвакуации, польское правительство стало настаивать на продолжении призыва в польские части, сохранении эвакуационных баз, улучшении снабжения и т. д. При этом, польское военное и политическое руководство по-прежнему отказывалось отправить воинские части на советско-германский фронт.
Польские удары в спину Красной АрмииQuote:
Однако поляки отнюдь не рвались в бой с немцами. 3 декабря приехавший в Москву Сикорский вместе с командующим польской армией в СССР генералом Владиславом Андерсом и Котом был принят Сталиным. Немцы стояли под Москвой, а Андерс и Сикорский доказывали, что польские части следует отправить в Иран (в августе 1941 года советские и английские войска были введены в Иран для борьбы с прогерманским режимом Реза-шаха. – Прим. ред.). Возмущенный Сталин ответил: «Обойдемся без вас. Сами справимся. Отвоюем Польшу и тогда вам ее отдадим».
Quote:
Полковник Зигмунд Берлинг, один из польских офицеров, настроенных на честное сотрудничество с советской стороной, позднее рассказывал: Андерс и его офицеры «делали все для того, чтобы затянуть период обучения и вооружения своих дивизий», чтобы им не пришлось выступить против Германии, терроризировали польских офицеров и солдат, которые желали принять помощь советского правительства и с оружием в руках идти на захватчиков своей родины. Их фамилии заносились в специальный указатель под названием «картотека Б» как сочувствующих Советам.
Т. н. «Двуйка» (отдел разведки армии Андерса) собирала сведения о советских военных заводах, железных дорогах, полевых складах, расположении войск Красной армии. Иметь таких «союзников» в своем тылу становилось просто опасно. В результате летом 1942 года армия Андерса все-таки была выведена в Иран под покровительство англичан. Всего из СССР выехало около 80 000 военнослужащих и более 37 000 членов их семей.
«и более 37 000 членов их семей.»!!! Они тут с семьями подъедались…
Пленные с семьями!!! На обеспечении. Свою газету выпускают! И еще наглости хватает про Катынь вякать. А в 90-х фабриковать фальшивки и подбрасывать в наши архивы.
PS
Пока эта братия подъедалась в средней Азии, мой дед был добровольцем из московского ополчении и воевал под Москвой, а с ноября в окружении. Вышли они из окружения только в начале 1942 года. На Монино. С боями. Дед с обмороженными ногами.
С самого начала у них была одна винтовка на двоих. Потом уже у каждого. А потом, как дед рассказывал, она стала бесполезна. Тот боеприпас, которым можно было разжиться у немцев, к «мосенке» не подходил, и на Монино они выходили уже с немецким оружием. А «мосинку» все равно приходилось тащить… Имущество...
PS
И для либирастов…
К их удивлению, несмотря на то, что мой дед несколько месяцев был на оккупированной территории,
он не был отправлен в лагеря. А после госпиталя снова в действующую армию. На фронт. Но уже не ополченцем с одной винтовкой на двоих, а в нормально укомплектованную часть.
Поэтому, когда читаешь его наградные документы на сайте «подвиг народа», там в одних документах он числится в РКК с 1941 года, а в других с 1942…
PS
В 60-х, ему на работе выделяли дачный участок под Монино. Отказался. Я это помню…
Он ворчал - «что они мне рассказывают, хорошие места, хорошие места? Знаю я эти места… »
принципы науки суть временные условные соглашения, приспособленные к опыту, но не имеющие прямых аналогов в реальности.
Анри́ Пуанкаре́.
Те, кто верует слепо, пути не найдут,
Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут.
Омар Хайям.