

Quote:
В верхнем храме — 98% мозаики и только 2‒3% — это живопись, причем в нижних алтарях: там пять алтарей, вот в четырех из них будут живописные вещи, но для молящихся, для верующих они будут не видны, так как будут закрыты алтарной преградой. Можно сказать, что храм полностью мозаичный. Мозаики сделаны из смальты, это миллионы частичек, которые тысячи рук заботливо вкладывали в места, определенные художником. Сюжеты храма, с одной стороны, совершенно каноничны с точки зрения православия. То есть там изображения Спасителя, евангелистов, ветхозаветных пророков, Ветхозаветной Троицы в главном месте барабана, Спас Нерукотворный в куполе. Но также есть и сюжеты, которые характерны только для этого храма.
Например, явление Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года, явление Богородицы на Курской дуге 12 июля 1943 года перед битвой на Прохоровском поле и так далее. Храм посвящен Великой Отечественной войне, но также и всей нашей военной истории. Нет ни одного значимого военного события с точки зрения военной истории и православной истории, которое бы не было отражено в храме. Начинается вся эта повесть с Крещения Руси при Владимире. Вернее, наши земли огласил Андрей Первозванный, в первом веке нашей эры прибыв в Крым. Через тысячу лет после этого князь Владимир крестился сам и крестил свою дружину в Крыму, в Херсонесе.
И это мы видим в храме. Ну вот, например, Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского, и воины держат икону Божией Матери — это Куликовская битва. Ангелы держат Владимирскую икону Божией Матери, спасающую Русь от нашествия Тамерлана. Дальше ангелы держат Казанскую икону Божией Матери, спасающую Отечество в Смутное время. Ангелы держат Смоленскую икону Божией Матери, спасающую Россию от нашествия Наполеона. И, наконец, ангелы держат Тихвинскую икону Божией Матери, помогающей в 1941 году в битве под Москвой.
Такие интересные сюжеты, которые позволяют с церковной, с христианской точки зрения посмотреть на нашу историю. Помимо этого, отображена эпоха Крымской войны. Это икона Умиление над сражающимися воинами. Отображена эпоха Северной войны — это икона Божией Матери Каплуновская. Икона Порт-Артурская — чудесное явление на фоне Цусимского сражения. Как я уже сказал, явление Богородицы на Курской дуге. И явление Богородицы в Сталинграде. И явление Богородицы Августовская в Августовских лесах Первой мировой войны. То есть это вот навскидку, а там еще есть сюжеты.
Quote:
Вот у нас на западной стене — огромное 30-метровое изображение Богородицы, как бы общее для всех войн. Как Августовская, которая была в Первую мировую войну, но здесь она и для Великой Отечественной, и для всего. В медальонах по кругу этой гигантской мозаики изображены Александр Невский и Дмитрий Донской, и в двух нижних медальонах небольших под Богородицей изображены два сюжета. Первый — это Казанская икона Божией Матери над Красной площадью 9 мая 1945 года. Я уже сказал, что вылетали с Тихвинской иконой Божией Матери в Москву, но с Казанской шли молебны, тут тоже она является спасительницей нашего Отечества.
Quote:
Ну вот 9 мая 1945 года. Это не Парад Победы 24 июня 1945-го, а именно 9 мая, когда было народное гуляние на Красной площади. И вот вверху большое изображение Богородицы, виден Кремль, собор Василия Блаженного, а внизу — гуляющий народ, ликующий, в основном это были женщины и дети, ну небольшое количество военных было. И вот среди толпы изображены маршалы Победы и вернувшиеся с фронта бойцы.
Quote:
Это торжественные гуляния и шествие крымской весной 2014 года. Изображение Богородицы большое, держащей Покров над Крымом. А Крым — важное для нас место, потому что через Крым наше Отечество было оглашено при Андрее Первозванном и в Крыму крестился князь Владимир со своей дружиной. И в толпе гуляющего народа под этим изображением — некоторые из руководителей нашего государства, в том числе среди народа. А в интернет попали материалы, вырванные из контекста. Это крохотные части.
народный художник РФ Василий Нестеренко