SergVA Wrote:
Vister Wrote:
Елена Урал Wrote:
Человечеству какая разница 1 метр или 39 км, или 100 км. ЭТО должно полететь несравнимо выше и дальше. Вот тогда будет считаться успехом и пользой для человечества.
Это к
VIST57. Интересно, что он ответит.
Я-то согласен с Маском. Частичный успех. Для первого запуска ракеты - норм. "Ставьте перед собой реальные цели"...
Частичный успех? К моменту отделения первой ступени набрать скорость меньше чем у стратосферного перехватчика? И после этого надеяться набрать вторую космическую?
Да какая вторая космическая? Там и первой не пахло. Суборбитальный полет. Там надо было всего-то до Гаваев дотянуть.
Насчет «частичного успеха»… Да. Я тоже согласен с Маском. Я ведь не видел, как знатно раскалбасило старт. Теперь увидел. Поэтому это не совсем успех. Только частичный.
Кто Маску старт проектировал? Дорожники? Плиточники? Самое обидное, что этого не должно было быть. Это все давно решено. Все считается. Но те, кто это проектировал, газодинамикой не интересовались. Да и простым «закапыванием ямки» здесь не обойтись.
Скорее наоборот, ямку придется делать больше. Т.е. старт проектировать заново, с учетом газодинамики. С природой бороться бесперспективно.
Ну и еще раз про «успех»… Успех, полный, частичный, и тем более «ничего подобного в истории человечества» - это не по-нашему, не по-инженерному. Это к торгашам, политикам, маркетинг (обман) одним словом. По инженерному — это выполнена или нет программа испытаний. Но для первого раза вполне.
Немного подробнее про «тупиковость» самой концепции. Эта концепция себя исчерпала, поэтому тупое увеличение количества двигателей (а другого способа нет) только ухудшают ситуацию.
К гигантомании надо относиться скептически. Это уже много раз проходили.
Помните такой самолет «Максим Горький»? Делали тяжелый бомбардировщик — получился агитационный самолет. Серию делать не стали. Гигантские дирижабли… Где они?
Примеров можно вспомнить много. Да тажа Н-1!
Вот на пальцах… В пределах школьной программы…
Как определяется надежность? Исключительно научным методом. Т.е. прямым экспериментом. Берется 100 двигателей, запускается, а потом смотрим «сколько доехало до Москвы».
Маск не дал нам такой возможности, он запустил всего 30 двигателей.
Получилось вот так.
Vister Wrote:
два двигателя не запустятся. Ещё один крякнул при сразу при запуске. До Max Q - ещё три. В финале - ещё два с выбросом пламени в сторону.
Итого 8 из 30.
Делим одно на другое и получаем «ненадежность» примерно 0.3. Соответственно надежность 0.7. (1 минус 0.3) Это, что значит?
Это значит, что если делать небольшую ракету с одним таким двигателем с такой надежностью, то из 10 запущенных ракет 3 «идут в патологию».
Это очень плохо. Потому, что надежность всего пакета из 30 двигателей стремится к нулю. (-5 степень)
Поэтому, чтобы было проще считать и не связываться с такими малыми величинами, простим Маску 5 двигателей. Оставим только 3, которые не работали с самого начала.
(Будем считать, что Маск ударно поработал и повысил надежность двигателей более чем в два раза)
Итого накрылось 3 двигателя из 30. Соответственно получаем надежность 0.9.
Тогда надежность всего пакета будет 0.9 в 30-ой степени. Это будет примерно 0.04.
И что это значит? А это значит, что из 100 запущенных ракет с таким пакетом штатно отработают только 4.
Вот и почувствуйте разницу, к чему приводит гигантомания. Ракета с одним таким двигателем — из 10 запущенных ракет, только одна «в патологию», а с пакетом в тридцать таких двигателей,
вся сотня(!) запущенных ракет «уходит в патологию», кроме четырех.
И это при том, что мы «простили» 5 двигателей.
принципы науки суть временные условные соглашения, приспособленные к опыту, но не имеющие прямых аналогов в реальности.
Анри́ Пуанкаре́.
Те, кто верует слепо, пути не найдут,
Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут.
Омар Хайям.