Министерство обороны РФ приняло решение о принятии на вооружение итальянского бронеавтомобиля Iveco LMV M65.
Сколько миллионов за эту аферу итальянцы заплатили нашим генералам осталось покрыто мраком, но то, что без взяток не обошлось – к бабке не ходи. По слухам, лоббировал итальянскую сторону не кто иной, как сам министр Сердюков… Крики о том, что наш Тигр проигрывает Iveco LMV M65 начисто – полная ерунда. А ведь именно такая дымовая завеса сейчас используется для дезинформации налогоплательщиков.
Якобы Iveco LMV M65 имеет лучшую защиту от подрыва и стрелкового вооружения, чем наш Тигр. На бумаге – да: Тигр защищен по 3 уровню ГОСТ Р 50963-96, а итальянец по шестому. Закавыка тут в том, что
такую спецификацию Тигра заказывали те же самые генералы. Недостаточная защита – сказки для дилетантов.
Тигр можно легко довести до 6 уровня, а машины пятого уровня уже давно закупает российская милиция. Что же мешает генералам навесить дополнительную броню? Ведь это гораздо дешевле, чем сдаваться с потрохами итальянцам.
Чем же так симпатичен Министерству обороны Iveco LMV? Ведомство утверждает, что его современная керамическая броня намного легче и эффективнее нашей традиционной – стальной. Легче – без сомнения. Но насчет эффективности они лукавят. Во-первых, стальная, пусть и более тяжелая, но не требует замены после нескольких попаданий боеприпасов. Керамические же листы после этого придется менять. Кроме того, из керамики не делают защиту сложной геометрии, а из стальной можно отлить деталь любой кривизны. Тот же Iveco LMV несет на себе керамическую защиту только на плоских поверхностях, а все остальное покрыто обычными бронелистами. Да и то – не везде, как утверждают эксперты – в некоторых критически важных зонах защита тянет лишь на первый уровень по ГОСТу! Далее, сталь после списания идет на переплавку, а керамика – на свалку. Да и дороже она на порядок!
Функционально итальянец вообще непригоден для российской армии. Для этой бронемашины необходимо реструктуризировать наши боевые подразделения и, соответственно, переработать уставы и наставления по ведению боевых действий! В Тигре – шесть мест и одно резервное. Два Тигра вмещают стандартное отделение моторизованной пехоты. Iveco LMV – пятиместный автомобиль… Пять мест – это что? Отделение в ВС РФ по численности составляет 11 человек. Две машины на отделение – это 10. Куда девать еще одного бойца? А как вести огонь? Дело в том, что у Iveco LMV по НАТОвским стандартам отсутствуют бойницы! У Тигра они есть и в некоторых модификациях имеют откидные бронестекла. Итальянцы уповают на модный нынче огневой модуль с дистанционным управлением, состоящий из пулемета на турели, установленной на крыше. При этом, боезапас его ограничен всего одной коробкой патронов. Остальной боекомплект хранится в багажном отсеке. Для замены надо покинуть десантный отсек, открыть задний грузовой люк, достать патроны и лезть на крышу под огнем противника! Кого из бойцов будут посылать дембеля, чтобы заменить коробку, догадаться нетрудно…
У Тигра нет такого модуля. Но что мешает его установить? Ничего! Да и без него на крыше Тигра имеется пара бронированных лючков для ведения огня из ручного стрелкового оружия из положения стоя. Боезапас – под руками в буквальном смысле слова.
Лезем в кабину итальянца. Но там – ничего хорошего. Место водилы отделено от пассажирского высоким тоннелем, а вся кабина от десанта – распорками. Если водитель получит ранение (а именно он будет первой и главной целью противника), то эвакуировать его из машины можно только через боковую дверь с риском получить пулю. За пару этих бесконечных минут Iveco LMV В Тигре это можно сделать не выходя из десантного отсека, да и вообще – меняться местами внутри машины можно совершенно свободно.
По неофициальной информации, полученной из НИИ №21,
полноценные испытания итальянского броневика вообще не проводились. Сравнительные с Тигром – тем более! В общем, создается впечатление, что Iveco LMV был поставлен в российский строй по одной причине – ездить в командировки в Италию нашим высокопоставленным военным куда приятнее, чем в захолустный Арзамас.Напоследок – о цене вопроса. Если Тигр обходится в 100 тысяч евро, то цена Iveco LMV втрое выше. При этом речь идет именно о голом автомобиле – вооружение и специальное оборудование на нем не установлено. Так что реальная цена может оказаться существенно выше.Остается воскликнуть в стиле Путина – почему до сих пор никто не сидит!?
В сентябрьском номере "Популярной механики" читайте мою
статью о новой боевой машине, которая в следующем году начнет воевать в Афгане. На стороне наших разумеется. Впрочем, смотря кого считать нашими…