Сегодня Россия становится монополистом в космосе
http://www.sdelanounas.ru/blogs/6042/Последний космический челнок США должен отправиться на орбиту в пятницу. После этого Соединенные Штаты и другие страны будут пользоваться старым и проверенным российским космическим кораблем, который будет перевозить их астронавтов на МКС, стоящую 100 миллиардов долларов. Россия обретет монополию на пилотируемые космические полеты, и напряженность по этому поводу усиливается уже сегодня. Русские намерены почти в три раза повысить цену за использование своих космических капсул «Союз» для перевозки экипажей на орбитальную станцию, а у других стран просто нет иного выхода, и они будут вынуждены платить.
«Союз» стал триумфом низкозатратного подхода к освоению космоса. Российские капсулы выводят в космос огромные ракеты одноразового действия. Они перевозят астронавтов на орбиту и с орбиты как управляемое пушечное ядро. В отличие от России, США создавали свою космическую программу на базе самого сложного летательного аппарата, когда-либо изобретенного человеком. Это космический челнок многоразового использования. Если Соединенные Штаты с момента появления шаттлов потратили на них 209,1 миллиарда долларов, то вся российская космическая программа обходится стране в 2 миллиарда долларов ежегодно.
«Сегодня корабли многоразового использования это очень дорогое удовольствие, и с экономической точки зрения неоправданное», — заявил в прошлом месяце одной российской газете новый глава космического агентства «Роскосмос» Владимир Поповкин. Официальные лица из Роскосмоса комментарии для этой статьи не дали.
С тех пор как президент Джордж Буш объявил в 2004 году о завершении программы шатлов, российское космическое агентство восемь раз увеличивало цену за перевозку американских астронавтов на станцию. По условиям последнего контракта, стоимость одного места на борту «Союза» в 2016 году обойдется НАСА в 63 миллиона долларов. Это 175-процентное увеличение с 2005 года, о чем свидетельствуют данные аудита агентства.
Самое значительное увеличение цены произойдет этим летом, и оно совпадет по времени с последним полетом космического челнока. В этом году полет на борту «Союза» в расчете на человека будет стоить 43,4 миллиона долларов, и это 57-процентное увеличение по сравнению с первой половиной.
Российское правительство вряд ли будет использовать свою монополию на доступ к космической станции в качестве рычага дипломатического давления, но оно обязательно извлечет из этого коммерческую выгоду, о чем говорят американские космические эксперты.
Пока НАСА закупила 46 мест на полеты «Союзов» до 2016 года и хочет закупить еще больше. Представители НАСА объясняют увеличение цен инфляцией и повышением стоимости производства космических кораблей «Союз», которые русские изготавливают уже почти 40 лет. Россия и сегодня продолжает вносить в «Союз» усовершенствования. В этом году выйдет новая версия этого космического корабля.
Однако представители Роскосмоса предупредили в апреле, что не позволят кораблю Dragon летать возле космической станции и производить стыковку с ней, пока не убедятся в его безопасности. В 1997 году российская космическая станция «Мир» получила серьезные повреждения, когда в нее врезался транспортный модуль.
Руководитель программы МКС в НАСА Майкл Саффредини (Michael Suffredini) отметает все опасения русских по поводу безопасности. «Иногда русские начинают высказываться, не имея в своем распоряжении всей информации», — говорит он.
На самом деле, НАСА уже намеревается купить несколько дополнительных мест для американских астронавтов на борту «Союза» на тот случай, если коммерческие разработки будут отставать от графика. На сегодняшний день агентство закупило места на российский «Союз» лишь до 2016 года включительно. Чтобы сделать это, ему потребовалась оговорка Конгресса об отказе от юридических ограничений на торговлю технологиями с Россией. Чтобы купить дополнительные места, НАСА понадобится еще одно утверждение в Конгрессе, чего оно добивается уже сейчас.
Несмотря на рост цен на билеты, капсула «Союза» довольно дешева в сравнении со стоимостью космических челноков НАСА. В основном это связано с тем, что в данных транспортных средствах используются совершенно иные инженерно-технические подходы к пилотируемым полетам в космос. Во многом «Союз» напоминает лунные капсулы «Аполлона» и ракет «Сатурн», которые США использовали в 1960-е годы.
Оригинал публикации: Shuttle's Last Flight Leaves Russia With Space Monopoly
http://inosmi.ru/world/20110707/171722714.html