Reg35 Wrote:
Но и не одна Якутия морем снабжается, соседние регионы тоже, несколько миллионов наберется.
Во-первых, не морским - а в основном речным транспортом Якутия (почти вся) снабжалась по внутренним водным путям до открытия железки в Нижний Бестях.
Сейчас же процентов 80 населения Якутии сидит на железке. Снабжаются (частично рекой, частично - морем) - только северные малонаселённые территории.
Во-вторых, - не переоценивайте население территорий, отделённых от "большой земли" и снабжаемых только водным транспортом.
Сахалинская область - 488 тысяч человек; Камчатский край - 313 тысяч человек; "отрезанное" от наземного сообщения население Якутии - порядка 150 тысяч человек (все остальные имеют доступ к железке); Норильский промышленный район (Норильск+Дудинка) - порядка 250 тысяч человек (всего).
Ну и ещё, может быть, в сумме наберётся тысяч 50 (от силы) в отдалённых северных посёлках, не имеющих связи с внешним миром.
Всё вместе - это чуть больше миллиона человек, - причём размещённых не концентрировано в одном месте, - а в разных местах, с совершенно разным климатом и разными логистическими условиями.
Все остальные северные регионы России имеют связь с "большой землёй".
В Мурманске и Воркуте есть железная дорога; в Магадан идёт автотрасса; бОльшая часть Якутии (уже писал выше) имеет и авто, и жд-сообщение.
При этом отдалённые районы Крайнего Севера имеют особые льготы и преференции от государства (периодическая оплата проезда "на материк" и обратно; сокращённая рабочая неделя для женщин; увеличенный коэффициент стажа для военнослужащих, и т.д.), - что тоже требует определённых затрат.
Но население тех регионов уже привыкло (за много десятилетий) к своему обособленному проживанию (да ещё и в холодном климате часто), - и для них обрыв всех связей НЕ станет шоком, как для Одессы.
Если же Одессу отрезать от Украины, Молдовы и Румынии, - то получится совершенно уникальная ситуация (в масштабе постсоветского пространства), - не похожая ни на Калининградскую область, ни на Крым, ни на ту же Камчатку (к примеру).
На Камчатке никогда не было авто- и жд-сообщения с материком (хоть там и полуостров, - но соединение по земле расположено далеко на севере - и проходимо только на подготовленном внедорожнике или на танке))), - и для транспортной логистики непригодно), - и население там (всей Камчатки) чуть превышает 300 тысяч человек (привыкших, при этом, к таким условиям).
Крым не имел сухопутной связи с "большой землёй" только короткое время (порядка 4 лет; потом уже в мае 2018 был открыт автомобильный мост), - и все понимали, что это ВРЕМЕННОЕ явление; кроме того, паромная переправа (кроме начального периода 2014 года, когда она оказалась крайне перегруженной и не справлялась с потоком: люди стояли в очередях по 20 часов; потом она была модернизирована быстро) - в 2015-2018 годах работала вполне сносно, - и паромы ходили каждые 30 минут. Поэтому (если не считать 3-4 перерывов по несколько дней из-за погоды в год) - ощущения "оторванности" совсем уж глобального тоже не было. Ходили автобусы с материка; был "единый билет" (хоть и неудобный), и т.д.
Калининградская область - имеет связь с большой Россией по земле через Литву.
Поезда и сейчас ходят; автомобильное сообщение (многократные транзитные визы) - работало до карантина (и будет возобновлено после его снятия). Кроме того, - из Калининграда можно без проблем проехать в Польшу и далее в ЕС (как и из Одессы можно проехать в ЕС через Молдову и Румынию).
Поэтому Калининград тоже НЕ является "островом".
А Одесса всю жизнь (в обозримом прошлом) имела наземное жд- и авто-сообщение; она никогда не находилась в "островном" положении (период Великой Отечественной войны приводить не надо: тогда и Ленинград был в блокаде, и Севастополь... - но как-то мы говорим о мирном времени, слава Богу), - да ещё и население там (с учётом Приднестровья) равно Калининграду, Камчатке, северным районам Якутии и промышленному району Норильска
вместе взятым. Больше Крыма.
И представьте себе: Одесская область вдруг становится островом.
Замирает автовокзал; замирает железнодорожный вокзал. Закрываются границы Румынии, Молдовы и Украины...
Население по сути оказывается запертым со всех сторон.
Исчезают туристы; закрываются международные морские перевозки; встаёт часть промышленных мощностей, ориентированных на Украину (тот же припортовый завод, который хоть и полудохлый - но работает); исчезает транзитная торговля (т.е. "Седьмой километр", дающий работу тоже толпе одесситов, - по сути становится ненужным), - и т.д.
Сообщение с Россией - только по морю или воздуху (причём оно далеко не сразу нормальным образом будет налажено: на доведение пропускной способности пассажирской инфраструктуры аэропорта и морского порта до потребного уровня - требуется время и деньги); сообщение с другими странами - только через Россию, и т.д.
При этом авиасообщение тоже усложнится и станет дороже. Если в Калининград самолёты из Москвы и Питера летают кратчайшим путём через территорию Белоруссии и Литвы (по официальному договору), - то в Одессу придётся лететь кружным путём вокруг Украины, причём кружность будет больше километров на 400, чем в Крыму: лететь от Москвы до Одессы придётся часа три, - и будут либо дорогие билеты (с недовольством населения), - либо придётся ещё и субсидировать эти перевозки из госбюджета...
При этом ещё один фактор: вопросы энергоснабжения, газоснабжения, связи (того же интернета) решатся ДАЛЕКО НЕ СРАЗУ.
Не строятся магистральные морские газопроводы, подводные морские энергомосты такой протяжённости, - или местные электростанции, - за месяц или два. И прокладка оптоволокна по дну моря для телефонной и интернет-связи через Россию - тоже потребует времени.
Поэтому в какой-то период времени одесситы могут оказаться даже без электричества (с подачей оного по 6 часов в день в квартиры) и без интернета (ну будет временный какой-нибудь спутниковый тормознутый и дорогой линк)...
Для одесситов такие перемены будут шоком.
И далеко не все будут в восторге от таких перемен. Нелояльного и недовольного населения там будет хватать более чем...
Даже в Приднестровье станет всё хуже чем сейчас, - т.к. Молдова и Украина (с вероятностью 99%) закроют границу и для приднестровцев, - и у них нарушатся бизнес-связи (а малый бизнес там завязан именно на Молдову и Украину сейчас).
Не очень понятно, всё равно, - зачем это нужно.
И вопрос: а ГОТОВО ли тамошнее население к этому?
Если в Крыму (который всегда - и в украинские времена в том числе, - был хоть и ПОЛУ-, но частично ОСТРОВОМ: всё же, Крым далеко от европейских границ; не так много народа туда ездило; не так много крымчан и на Украину мотались постоянно; кроме того, - Крым в основном был этнически русским и ориентированным на Россию) - на референдуме проголосовало 96% за присоединение к России (даже если учесть фактор явки и т.д. - ну пусть 80% от абсолютного числа избирателей было "за"), - то если сейчас провести референдум о присоединении к России в Одессе (с учётом того, что население будет понимать все вышеперечисленные последствия этого) - ну... хорошо если процентов 30-35 проголосует "за" (от абсолютного числа избирателей).
Это ДАЛЕКО не крымские 80% от абсолютного числа!!!
Одесса гораздо более интегрирована (по логистическим/родственным/бизнес-связям) в состав Украины, чем был Крым; там гораздо большее, чем в Крыму, число граждан ездит в ЕС, - и т.д.
Они может и не против были бы перейти в состав России
вместе со всеми окружающими областями (с Херсонщиной, Николаевщиной, Запорожской областью и т.д.), - чтобы так и продолжал ходить поезд Москва-Одесса (а лучше и Киев-Одесса - тоже: если "мать городов русских" тоже присоединится к России), - и чтобы при этом не было никаких санкций; никаких запретов на въезд в ЕС и т.д.
Если предложить им такие условия (гипотетически), - то... может быть они и проголосовали бы "за". Любовью к украинству и "национальной идее" Украины население там не пылает, - и им важнее просто, чтобы им не мешали спокойно жить и не навязывали свою идеологию, - поэтому в России им было бы комфортнее.
Но... Отделиться от всех (и не иметь даже с Россией общей границы) - и превратиться в эдакий непризнанный анклав вроде Приднестровья (только ещё хуже: даже через Приднестровье поезд Москва-Кишинёв ходит, - а тут вообще никаких поездов не будет и автосообщения - тоже), - ну знаете... сомнительная перспектива.
Я не думаю, что одесситы горят желанием.
Если провести референдум - он провалится. ИМХО.