Для размышлений на тему "почему и для чего", возможно поможет ознакомление с тем,
что думает о союзе, взаимоотношениях с Лукашенко М.Соколов:
Максим Соколов: Дань и субсидияQuote:
Союз России и Белоруссии с самого момента своего учреждения вышел в стационарный режим циклического выяснения отношений. Белорусский союзник объявляет, что готов жизнь отдать за Россию, Россия изъясняет свои пожелания, союзник считает себя глубоко оскорбленным и хамит напропалую, через более или менее громкий скандал удается восстановить худой мир, затем цикл повторяется.
«Не бывает – что бы на это счет ни думал белорусский союзник – вековечно и навсегда оседланных торговых путей»
Сейчас взаимоотношения с союзником находятся в третьей фазе работы четырехтактного механизма. При очередном споре по поводу энергетических расценок белорусский союзник традиционно объясняет, что это не он должен, а ему должны, причем объем его благодеяний и уступок таков, что, собственно, это он, А. Г. Лукашенко, великодушно субсидирует Россию.
Quote:
Однако на днях союз украсился новым сюжетом. Не довольствуясь стандартными невежливостями, к которым в Москве более или менее привыкли: «Что делать, если Александр Григорьевич без хамства не может», – союзник не просто принял бежавшего из Киргизии Бакиева в качестве главы правительства в изгнании, хотя и такие действия обыкновенно в рамках союза принято согласовывать. Союзник пошел дальше и уже после резни в Оше, которую сильно связывают с именем Бакиева и его клана, выступил с прямым заявлением: «Временное правительство – кто они такие? Надо не катить сегодня бочки на Бакиева, а попросить его».
В переводе с белорусского на русский: «Гражданская война пошла, это хорошо, но недостаточно, надо из Минска дополнительно ее простимулировать». Притом что если для А. Г. Лукашенко стимулирование гражданской войны в Киргизии есть лишь приятная пощечина Кремлю, то для Кремля тут дело даже не в пощечине (хотя и в ней тоже). Тут дело прежде в цепочке «Ош – Фергана – вся Средняя Азия». И в том, что никакой обустроенной границы со Средней Азией у России нет. Если взаправду полыхнет – чему А. Г. Лукашенко в меру сил пытается способствовать, – России мало не покажется.
Такие инновации в политике Минска заставляют задаться вопросом, уместно ли называть бонусы, получаемые А. Г. Лукашенко от Москвы, субсидиями. Стандартная формула субсидии «do ut des», «даю, чтобы и ты дал», предполагает, что субсидии умножают количество встречных услуг, но при отсутствии субсидий отношения как минимум благожелательно нейтральны
Quote:
Обыкновенно вопрос о субсидиях решается посредством анализа показателя «цена/качество», тогда от выплаты дани всякая суверенная держава стремится избавиться, поскольку обязанность платить дань не вполне сообразна с самим понятием суверенитета. И, во всяком случае, принято различать союзные субсидии и уплату дани. Вопрос о различении долгое время откладывался, но прямодушный А. Г. Лукашенко твердо решил подвигнуть русского союзника к переводу вопроса в практическую плоскость.